День экологических знаний

Общество потребления не имеет будущего

Экологическое образование имеет огромное значение для выживания и устойчивого развития человечества. Впервые тема зависимости между экологической грамотностью и благополучием населения была затронута на Стокгольмской конференции по охране окружающей среды в 1972 году. В формировании экологического сознания важными моментами являются пробуждение искреннего интереса ко всему живому, установление эмоциональной связи с природой. Экологические знания в отрыве от самой природы не способны вызвать личную ответственность человека за окружающий мир. Молодые люди в странах Европы редко проводят свое время вне города. Как таковой природы они не знают. Поэтому, кроме лекций об окружающей среде в школах и университетах, создаются специальные программы, занимающиеся обучением школьников и студентов на природе.

Экологическая грамотность в развитых странах

В Дании и Швеции уже стало традицией проводить международные симпозиумы на такие темы, как «Образование в области окружающей среды в Скандинавии». Основная цель экополитики этих стран — остановить деградацию качества окружающей среды. Значительные капиталовложения в скандинавских странах направлены на разработку безотходных производств.

Произошла экологизация многих социальных сфер в Германии, где усилия направлены на постоянное улучшение знаний молодых людей об окружающей среде и развитие их готовности защищать природу. Выросло целое поколение энергетиков, поставивших себе цель полностью перейти на энергосберегающие технологии. В результате Германия на сегодняшний день находится на первом месте по использованию ветрогенераторов.

Ирландская система экологического образования также предоставляет каждому слушателю возможность приобрести знания и опыт принятия экологически ответственных решений для защиты и оптимизации природной среды. Плоды бережного отношения ирландцев к окружающей среде — их хорошее здоровье. Средняя продолжительность жизни в этой стране составляет 81 год.

Отношение японцев к природе — это особая национальная психология. А потому и экологическое воспитание у них начинается задолго до школы. Даже в самых индустриальных районах создаются биотопы — «зеленые уголки» для изучения растительных сообществ.

Экологическое образование в школах США отличается глубоким проникновением идей экологической этики и привлечением широкой общественности к процессу формирования у новых поколений норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде.

Становится очевидным, что чем выше уровень экологической культуры в стране, тем выше в ней уровень жизни. Но пока ни одна страна в мире не перешла на абсолютно безопасные для природы технологии. На производстве по-прежнему в большом количестве используются токсичные материалы, поэтому никто не застрахован от катаклизмов.

Последствия недавних катастроф сказываются на биосфере до сих пор

Только за последние пять лет произошли события, нанесшие непоправимый вред нашей планете. В 2009 во время шторма у берегов города Лангесунда (Норвегия) вылилось более 1000 тонн нефти. В результате был нанесен большой урон флоре и фауне норвежских заповедников. Взрыв нефтяной платформы «Deepwater Horizon» в Мексиканском заливе в 2010 году стал одной из крупнейших техногенных катастроф в США. Было загрязнено 1100 миль океанского побережья. Япония до сих пор не оправилась от аварии 2011 года на АЭС «Фукусима». Это происшествие было признано самой масштабной ядерной катастрофой после Чернобыльской аварии. В 2012 году водоемам Финляндии был нанесён колоссальный ущерб: сточные воды рудника Кайнуу, содержащие уран и никель, попали во все ближайшие ручьи и озера. В Чёрном море ещё со времен Великой Отечественной войны находятся бочки с ядовитыми веществами люизитом и ипритом. Практически все документы, проливающие свет на места затопления ядов, утеряны. России ещё только предстоит выяснить масштабы захоронений в акваториях Крыма химического оружия, которое ещё способно поразить людей.

Дефицит экологической культуры в России

Состояние экологического образования в нашей стране оставляет желать лучшего. Просвещением в основном занимаются отдельные исследовательские группы в инициативном порядке. Так же, как и в Европе, молодежь привлекают в качестве волонтеров в отдаленные природные уголки. В нашей стране существуют 103 заповедника и 43 национальных парка, где всегда найдется работа для умелых рук. На особо охраняемых природных территориях ведется просветительская деятельность. Экскурсии в дикие леса способствуют изучению естественного хода природных процессов и явлений. Оценив всю сложность и красоту экосистем, молодежь начинает следовать экологической культуре. Например, создаются отряды добровольцев, собирающих мусор в заповедных местах. Волонтеры тушат пожары, помогают лесникам считать редких животных, культивировать краснокнижные растения. Но бывает так, что восстановить природу уже невозможно. Можно только извлечь уроки на будущее. Сделать это поможет внесение соответствующих изменений в экологическое законодательство, расширение парков и заповедников, отказ от реализации экологически разрушительных проектов, затрагивающих особо охраняемые природные территории. В России ещё остались нетронутые уголки природы. Каждый мог бы принять активное участие в сохранении этого наследия и не допустить его разрушения.

В современном мире экологическое образование приобретает особый социальный смысл. Возникает понимание того, что нужно преодолеть потребительское отношение к природе. Решая экологические проблемы, общество может уберечь себя от физической и духовной деградации. Соответственно, необходим переход к экологически ориентированной цивилизации, что далеко выходит за рамки традиционных наук о природе. Такая идеология сложнее задач охраны окружающей среды, поскольку она подразумевает принципиально новое мышление.