Самолеты на солнечных батареях

Не прошло и ста лет с тех пор, как швейцарцы запустили в небо аппарат для путешествий в стратосфере — стратостат, и вот, испытание полетом прошло новое швейцарское средство передвижения в воздушном пространстве — экологичный самолет, работающий на солнечных батареях, SOLAR IMPULSE HB-SIВ. Свое первое воздушное плавание он совершил 3 декабря 2009 года, а в июле 2012 года летательному аппарату удалось продержаться в небе 26 часов.

Солнечная батарея представляет собой несколько объединенных фотоэлементов, которые преобразуют солнечную энергию в постоянный электрический ток. При площади 200 квадратных метров c КПД 12% фотоэлементы могут давать около 6 кВт энергии. Это немного, но примерно такое же количество энергии было в распоряжении братьев Райт, создателей первого самолета, способного к полету. Именно этот факт позволил швейцарским изобретателям поверить в мечту о безопасных для экологии полетах по небу.

Сделать шаг из набросков и чертежей в осязаемый мир новому самолету помог швейцарец Бертран Пикар — врач, путешественник, бизнесмен и авиатор. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграли его гены: дед Пикара одним из первых в мире поднялся на воздушном шаре на высоту более 15 км., и собственными глазами смог убедиться в кривизне поверхности Земли.

С юности Бертран Пикар увлекался дельтапланеризмом, затем пересел на воздушные шары и в конце концов пришел к новой цели — облететь весь мир на самолете, который питается энергией солнца.

Совместно со своим партнером, швейцарским пилотом и бизнесменом Андре Боршбергом, Пикар провел исследование, доказавшее: теоретически создать создать летательный аппарат на солнечных батареях возможно. Через два года началась разработка прототипа, а в 2007 году — строительство самолета, который получил название HB-SIA. Два года спустя летательный аппарат нового поколения был готов к первому полету.

Построенный самолет имел размах крыльев 63,4 метра — больше, чем у самого крупного в мире пассажирского авиалайнера. На поверхности крыльев смонтировали 12 тысяч ячеек, генерирующих электричество.

По задумке инженеров самолет должен был продолжать полет и ночью, используя для этого накопленную днем энергию. В этом случае большое значение имел вес самолета — чем он легче, тем меньше ему нужно электротоплива. Чтобы оптимизировать соотношение эффективности и веса, разработчики HB-SIA отказались от более мощных, но тяжелых фотоэлементов, и устранили все лишнее в кабине пилота, включая даже систему обогрева — во время полета управляющему воздушным судном пришлось надеть специальный термокостюм. В результате получился одноместный самолет весом всего полторы тонны (сравнимо с весом легкового авто).

Помимо манипуляций с весом и мощностью солнечных батарей, инженеры SOLAR IMPULSE уделили особое внимание разработке бортовой компьютерной системы. В общей сложности в процессе строительства летательного аппарата было создано более 60 новейших технологических решений в области солнечной энергетики и материалов.

Спустя всего несколько месяцев после презентации аппарата он совершил свой знаменитый круглосуточный полет. За штурвалом HB-SIA находился ключевой партнер Бертрана Пикара — Андре Боршбер.

Сегодня в планах у создателей самолета — совершить кругосветный полет. Согласно расчетам, путешествие вокруг света займет 4-5 дней, поэтому полет необходимо будет несколько раз прерывать для смены экипажа. Невысокая максимальная скорость (70 км/час) пока является единственным серьезным недостатком швейцарского изобретения.

Сто лет назад братья Райт были совершенно уверены: пересечь Атлантику на самолете невозможно. Однако, это было сделано уже через 25 лет после их первого полета. Так что, не смотря на несовершенство солнечной авиации, она имеет шансы поспорить с традиционными воздушными полетами в будущем. В этом случае мы сможем сохранить привычный нам уровень жизни, потребляя меньше энергии и не загрязняя окружающую среду. И, наконец, сможем преодолеть зависимость от цен на ресурсы.